Алексей устроился в японскую компанию почти полгода назад. Однажды он обратился к руководителю с рабочей проблемой. Ответа не дождался и направился к менеджеру рангом выше. Проблема скоро разрешилась, но когда эта история повторилась, Алексей узнал, что подписан приказ о его увольнении. «Почему?» — недоумевал молодой человек. Оказалось, что менеджер-японец счёл поступок Алексея дискредитирующим положение его руководителя. Некоторым этот случай покажется возмутительным, но, может быть, Алексею следовало лучше знать специфику работы в восточной компании?

 

Корейский босс почти как бог

Восточные компании отличает то, что ключевые позиции в них занимают экспаты, тогда как западные руководители давно предпочитают отдавать бразды правления российским менеджерам. Жители Азии не доверяют иностранцам и стремятся ограничить их доступ к важной информации, а значит и к значимым постам. Например, в российском представительстве LG Electronics даже линейные руководители — корейцы.

Кроме того, стоит учесть, что у руководства восточных фирм двойственное отношение к людям со знанием их родного языка. «В некоторых корейских компаниях ценят людей, владеющих их сложным языком, — делится наблюдениями Ксения Пакулова, консультант Manpower. — Однако я помню случаи, когда подобных специалистов категорически не хотели нанимать. Такое противоречивое отношение к знанию языка встречается довольно часто и у японцев. Причина проста: восточные нации очень закрыты и топ-менеджеров не всегда радует мысль, что их речь будет понятна служащим, для которых она не предназначена».

Общаются наши соотечественники со своими менеджерами на русском или английском, поэтому знание последнего обязательное требование во всех восточных компаниях. «Чтобы попасть в нашу компанию, соискатель должен свободно владеть английским, как письменным, так и устным, — говорит Юрий Кириченко, менеджер по персоналу Самсунг Электроникс. — Знание корейского может стать дополнительным плюсом, но боюсь, что язык останется не использованным».

Жёсткая иерархия и необходимость оказывать почтение руководителю в зависимости от его статуса делает атмосферу корейских компаний схожей с армейской. Амбициозным людям приходится подавлять свои лидерские задатки и играть роль надёжного винтика в общей машине. Зато руководитель-кореец никогда не потребует достать с неба звезду, ведь у каждого сотрудника чётко определен круг обязанностей. Корейцы не стимулируют конкуренцию, но и расслабляться персоналу не приходится. Дисциплина очень суровая — опоздания неприемлемы.

К столь строгим условиям добавляются национальные особенности общения. Один эксперт кадрового рынка рассказал, как стал свидетелем следующей сцены: начальник, не сдерживая гнева, кричал на подчинённого, а тот молча внимал «критику». Оказывается, в корейской системе управления руководитель должен быть жёстким и это нужно принять как одну из специфических культурных черт.

«Адаптироваться к культурным и корпоративным особенностям корейского бизнеса помогает изначальная лояльность к компании и гибкость, — считает Галина Спасенова, руководитель департамента «Агентства Контакт». — Корейским менеджерам очень приятна симпатия кандидатов к их компании и продукту, поэтому, к примеру, на собеседование в компанию Samsung, лучше приходить с мобильным телефоном этой марки».

Оставить о себе хорошее впечатление у корейца не сложно. «Жители Кореи очень ценят опыт прошлого, — делится Светлана Кузнецова специалист по кросс-культурным коммуникациям, — поэтому соискателю будет полезно принести на собеседование различные дипломы и сертификаты, тем более если они подтверждают наличие научной степени. Все люди востока ориентированы на связи, посему прекрасно, если человек устраивается на работу по личной рекомендации. Не помешает также рекомендательное письмо, например, из корейского культурного центра».

При встрече с корейцем вести себя следует вежливо, доброжелательно, избегая прямого контакта глаз и не выказывая эмоций. Ни в коем случае нельзя повышать голос — кореец сочтёт это за оскорбление. «Не стоит пугаться холодности со стороны собеседника, — предупреждает г-жа Кузнецова. — Если кореец улыбается, это ещё не свидетельство его симпатии к Вам».

 

Из Индии с любовью

В индийских компаниях всё просто и демократично. Сотрудники не боятся быть уволенными за пятиминутное опоздание и их не обязывают носить галстуки и накрахмаленные рубашки. В своей нелюбви к официозу индусы очень похожи на нас. «Как и в том, что склонны преувеличивать, — дополняет Светлана Кузнецова. — Индусы — люди открытые и с удовольствием поторгуются о размере зарплаты».

Индийские руководители в основном давно ассимилировались, обзавелись русскими жёнами. Однако некоторые национальные черты остались и находят отражение в бизнесе. «Индийским компаниям свойственен дух семейственности, — говорит Роман Панюшин, PR-менеджер «Шрея Корпорэйшнл». — «Наша компания — большая семья» — говорит наш президент. На одной вечеринке он даже прослезился, когда благодарил сотрудников за работу. Разве западный топ-менеджер позволил бы себе такие сантименты?»

Индусы приветствуют инициативность, и она в условиях развитой школы наставничества даёт щедрый урожай. Например, сегодня пост начальника транспортного отдела в компании «Шрея» занимает экс-секретарь этой организации. В индийских фирмах к персоналу принято относится по-отечески, но слово руководителя — безапелляционно. Так в одной торговой компании работники склада, посчитав свои права ущемлёнными, высказали недовольство главе компании. Тот «ходоков» выслушал и подписал приказ об их увольнении, чтобы впредь народ не возмущался.

 

Две стороны Китая

Характер китайской компании во многом определяет её происхождение. «Континентальный Китай ещё не создал ни одного глобального бренда. Тайвань — совсем другое дело, — объясняет Роман Мосин, pr-менеджер российского представительства Acer CIS Inc. — Влияние Запада на этот остров очень велико и не случайно Acer называют европейским цветком с восточными корнями. Однако сначала это была типичная китайская компания, где все руководящие посты занимали родственники и близкие друзья её основателя. Сегодня главная особенность тайваньских компаний — это стремление внимательно следить за международными тенденциями и оперативно брать на вооружение эффективные технологии и методику лидеров рынка». По духу тайваньские корпорации ближе к западным. Китайская традиция тотально контролировать действия сотрудников отошла в небытие: тайванские бизнесмены создают такие условия для работы, в которых люди проявляют себя новаторами.

У компаний родом из континентального Китая, — в основном это представители среднего и малого бизнеса, — совсем иное лицо. При подборе персонала они предпочитают обходиться без помощи кадровых агентств. Илья С., будучи студентом РУДН, нашел работу по объявлению в газете, которую издаёт китайская диаспора. За год работы в качестве помощника руководителя он составил следующее представление о китайском бизнесе: «Маленькие зарплаты — отличительная черта китайского бизнеса. «У нас дёсево, у нас хоросо!», — говорят китайцы и закрывают глаза на огромную «текучку» кадров. Чтобы попасть на работу в китайскую компанию, довольно сказать: я отличный парень и хочу у вас работать. При этом знание китайского языка поставит человека в привилегированное положение.

Менеджеры Поднебесной считают себя хитрыми. Когда президент нашей компании узнал, что кадровое агентство за услуги берет месячную зарплату искомого специалиста, он решил провести рекрутёров и сказать, что мы ищем коммерческого директора на $600, а на самом деле будем платить ему $800.

Несмотря на все недостатки китайцев, у них есть чему поучиться. Жители Поднебесной ищут пути достижения своих целей, даже если все обстоятельства против них».

 

С Японией навсегда

Сегодня Илья работает в японской корпорации и чувствует себя немного японцем. «В нашем отделе два трудоголика, — говорит Илья, — мой шеф, который достиг поста руководителя отдела за 8 лет работы, и я. Японцы часто засиживаются в офисе, может оттого, что та педантичность, с которой они подходят к делу, не позволяет всё делать быстро».

Менеджеры страны восходящего солнца не любят спешки, а особенно в финансовых вопросах. Поэтому пересмотр размера зарплаты в японских компаниях обычно происходит не каждые три месяца или полгода, как в западных, а через год.

Решения японцы принимают с крайней осторожностью, многократно взвесив все «за» и «против». Поэтому, по словам Ксении Пакуловой, кандидат должен с самого начала определить размер заработной платы, которую он хотел бы получать. «Попытка договориться об увеличении суммы, озвученной в первый раз, чаще всего, ни к чему не приводит, — утверждает Ксения Пакулова. — Японцы скорее откажутся от специалиста, чем вступят в переговоры о пересмотре заработной платы».

Кроме того, после зачисления в штат японской корпорации, не следует ждать звонка от хэдхантера, прелагающего работу в другой восточной компании. «Японские предприятия обычно не рассматривают в качестве кандидатов специалистов, работающих в других японских фирмах, — продолжает Галина Спасенова. — К примеру, когда мы работали с компанией Тойота, это было одним из условий. Дело в том, что между японскими бизнес-структурами существует соглашение о непереманивании персонала друг у друга».

 

Карьера: бег на месте

Иностранные компании в целом славятся высокими зарплатами, но восточные бизнес-структуры в этом смысле исключение. В лучшем случае компании платят своим сотрудникам как в среднем по рынку, но зачастую уровень доходов их персонала ниже. Например, офис-менеджер японской фирмы может рассчитывать на $1000, без каких-либо перспектив роста. Тогда как в западной компании, где есть пути для развития, этот специалист зарабатывает около $1500.

Многие наши соотечественники не посылают резюме в японские или корейские компании ещё и потому, что сделать в них карьеру крайне сложно. Рекрутёры отмечают: как бы ни проявлял себя европеец, в глазах топ-менеджеров он всегда будет на ступеньку ниже их соотечественника.

Стоит отметить, что западные работодатели придают значение «восточному прошлому» соискателей, поскольку они более выносливые и привыкли к большим объемам работы. «Однако эти качества «украшают» кандидатов лишь на исполнительные позиции», — признаётся Ксения Пакулова.

По наблюдениям Галины Спасеновой, сотрудники японских и корейских компаний со временем теряют инициативность и способность творчески решать задачи, отчего в дальнейшем им трудно пробиться на руководящие должности.

Восточные компании привлекают довольно узкий круг людей. Кому-то интересен менталитет и культурные особенности той или иной страны, другим по натуре ближе уклад азиатских фирм. Например, одна девушка уже семь лет оформляет визы в японской корпорации. Она довольна жизнью и не собирается участвовать в карьерном забеге, потому что для неё работа в восточной компании — тот самый потерянный рай.

«Элитный персонал» № 39 (374), 05.10.2004
Анастасия ДЕНИСОВА